Интервью с Франсуа-Валери Ваннименюсом, пилотом частного самолета Citation 2.
Глобальная презентация

- Как давно вы стали пилотом частного самолета?
Около 25 лет, но моя карьера была нестабильной.
- Вы всегда хотели заниматься этой работой, а если нет, то как вы стали пилотом?
Да, я всегда хотел летать, с самого детства. Мне посчастливилось совершить первый полет, который мне очень понравился и который подтвердил мое желание сделать это своей профессией.
- Какова была ваша подготовка?
Я обучался в школе EPAG, расположенной в Мервиле (север Франции). Обучение состоит из двух частей: первая — теоретическая, для сдачи экзамена ATPL, и вторая — практическая. Практическая часть состоит из нескольких этапов, включая квалификацию коммерческого пилота и полеты по приборам. В общей сложности это занимает два-три года. Я сдал экзамены в 1997 году, но не сразу стал работать в авиации. Я работал в разных отраслях, а через несколько лет вернулся в нее навсегда.
- Можно ли сразу стать пилотом частного самолета или для начала нужно стать пилотом коммерческой авиакомпании?
Это две совершенно разные вещи; вы можете начать сразу с частной авиации, потому что именно так я и поступил. Когда я начинал, это был медленный период, и авиакомпании не набирали сотрудников. У меня была возможность полетать для частного лица, и, одно за другим, я создал сеть и решил остаться в этой сфере, о чем не жалею до сих пор.
- Каким был ваш первый полет?
В авиации существует множество первых полетов. Если это был мой первый полет в компании, то это был полет между Лиллем и Туссом, кажется, в 2002 году. Я был один; это было время, когда вы еще могли летать на небольших самолетах в одиночку. Сейчас в подавляющем большинстве случаев вам нужны два человека, особенно на турбореактивных и турбовинтовых самолетах. С личной точки зрения, вы многому учитесь, когда летаете в одиночку, но вдвоем гораздо безопаснее в случае возникновения проблем.
- На каких типах самолетов вы можете летать?
Теоретически на всех, но на практике только на том, на котором я квалифицирован; для меня это Citation 2 (Cessna). Вы должны пройти аттестацию на каждой модели, на которой хотите летать, но правила компании разрешают не более трех аттестаций.
- Вы все еще проходите обучение?
Да, обучение продолжается. Каждые полгода мы проходим переподготовку по определенным нормативным документам и технике управления самолетом. Также есть тренажеры, на которых мы отрабатываем критические фазы полета. Недавно я прошел обучение по использованию новых навигационных систем (в стиле GPS).
Деловая авиация

- Как меняется работа пилота?
В салоне самолета есть второй пилот и пилот, и разница между ними — это вопрос старшинства и ответственности. Прежде чем стать капитаном, вы становитесь первым помощником. Разницу можно заметить по тому, что капитанские нашивки имеют четыре полосы (видны на уровне плеч), а у второго пилота — три.
- Каковы основные различия между коммерческой и бизнес-авиацией?
Коммерческая авиация гораздо более регулярна; у пилотов расписание на месяц вперед, и они часто летают в одни и те же пункты назначения или имеют одинаковые расписания. Частная и деловая авиация меняются каждый день, и вы не знаете заранее, сколько времени вы там пробудете. В обоих случаях есть свои преимущества и недостатки, но я предпочитаю бизнес-авиацию.
- Заметили ли вы изменения в своей клиентской базе?
Не думаю, что да, это все тот же стиль людей, приятные люди, много людей, которые хотят оставаться незаметными. В остальном все зависит от времени года: во время праздников больше запросов от семей, чего не скажешь о деловых людях.
- Каковы преимущества и недостатки работы пилотом частного самолета?
Мне нравится то, что это не повторяется. Кроме того, в небольших структурах есть семейный аспект. Например, вы, как правило, знаете своего партнера. Кроме того, это работа, на которой через несколько лет можно хорошо зарабатывать. Что касается недостатков, то я бы назвал отсутствие планирования и небезопасность работы.
- Можете ли вы рассказать нам о типичном дне?
На самом деле типичного дня не существует, вы можете уйти в любой момент. Но в целом я выхожу из дома за два часа до вылета (с сумкой для компьютера и/или чемоданом) и заезжаю в ресторан, чтобы забрать еду. Затем я еду в офис, чтобы распечатать и изучить документы, касающиеся полета (план полета, прогноз погоды, проверить, не возникли ли какие-либо неисправности в самолете и т. д.). Обычно пассажиры прибывают примерно за пятнадцать минут до вылета. Мы приветствуем их, второй пилот занимается их размещением, а я провожу инструктаж по технике безопасности и объясняю, как будет проходить полет. Если пассажиры опаздывают, мы откладываем вылет. Обычно это не вызывает проблем, за исключением некоторых аэропортов и определенных периодов (особенно во время забастовок авиадиспетчеров), когда нам приходится ждать более часа с пассажирами на борту.
Полет проходит без заминок: мы регулярно проверяем параметры самолета, спрашиваем у пассажиров, все ли в порядке, иногда беседуем. В пункте назначения после хендлинга (т. е. обслуживания на взлетно-посадочной полосе, связанного с помощью аэропорта и обслуживанием самолета) открываются двери, и пассажиры могут высаживаться. Затем мы позаботимся об уборке, очистке и заправке. Наконец, мы либо ждем в аэропорту возвращения пассажиров, если рейс выполняется в один день, либо едем в отель и осматриваем город, либо возвращаемся пустыми. В общем, подготовка самолета к следующему рейсу занимает около часа.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
Путешествовать. Быть за штурвалом самолета и летать. Мне также нравится встречаться с людьми и посещать разные города.
- Какие навыки нужны, чтобы быть хорошим пилотом?
Я бы сказал, быть аккуратным, легко ориентироваться в пространстве, быть открытым и слушать других.

Личные вопросы
- Трудно ли вам совмещать профессиональную и личную жизнь?
Да, это очень сложно. Вам нужен очень понимающий партнер. Иногда приходится уезжать на несколько дней, уходить рано утром или поздно вечером. Но это можно сделать.
- Какой опыт был для вас самым удачным? Какой полет произвел на вас наибольшее впечатление?
Много полетов. Каждый полет отличается от другого, и выбрать сложно.
- Какой опыт был худшим?
Худшим опытом было обледенение в полете во время обучения пилотированию. На самолете образовался лед, который стал тяжелее, что привело к потере мощности. Также лед был на винтах, что было опасно.
- Какие посадочные полосы вы любите и не любите больше всего?
В Марокко есть взлетно-посадочная полоса Эррахидия, где вы приземляетесь, пролетая над горным хребтом, затем проходите над водным заповедником и, наконец, приземляетесь на полосу, окруженную пустыней. Великолепное зрелище. Посадки на взлетно-посадочные полосы в Сионе и Инсбруке также очень красивы, поскольку вы приземляетесь посреди облаков между гор. Есть много других, которые дарят острые ощущения, например Алесунд с его финишем вдоль норвежских фьордов. Мне совсем не нравится приземляться в Сабаделле в Испании. Там короткая взлетно-посадочная полоса, и когда взлетаешь, скрещиваешь пальцы, чтобы не отказал двигатель, потому что вокруг стоят дома.
- Вы часто общаетесь с пассажирами?
Не очень. Это зависит от того, кто они; некоторые предпочитают разговаривать между собой, и мы обычно оставляем их в покое. Другие приходят и разговаривают с нами, потому что им интересна авиация.
- Какой ваш любимый самолет?
У меня нет конкретного любимого самолета, потому что, к сожалению, я не успел попробовать их все. Сейчас я летаю на Citation 2, и он мне нравится.
Будущее
- Что изменилось в деловой авиации с тех пор, как вы стали пилотом, и какие изменения, по вашему мнению, произойдут в будущем?
В кабине пилота все меняется очень быстро, с нашествием экранов и автоматизации. Но основа профессии остается прежней: безопасная перевозка пассажиров из пункта А в пункт Б. Что касается будущего, я не знаю, но бумажной работы и ограничений становится все больше и больше, а это бремя.
- Что вы думаете о новых бизнес-моделях в частной авиации (совместное пилотирование / полеты на базе кресел)? Как, по-вашему, изменится роль авиаброкера в ближайшие годы?
Я не думаю, что найдется много людей, которые захотят забронировать частный самолет по достаточно высокой цене, чтобы оказаться в компании незнакомых им людей и не иметь возможности выбирать расписание. Что касается совместного пилотирования, то я считаю это модным увлечением, но оно ограничено с точки зрения регулирования; уже были несчастные случаи со смертельным исходом, связанные с этим видом деятельности. На самолеты не распространяются многие очень строгие правила деловой авиации, особенно когда речь идет о техническом обслуживании. Что касается роли брокера, то я не знаю, но не думаю, что в ближайшие годы произойдут большие изменения. Изменения, безусловно, будут связаны с новыми технологиями, например, с более широким управлением с помощью приложений.
- Какое влияние оказал на вас коронавирус?
Лично для меня ничего не изменилось. Другие коллеги много занимались репатриацией и медицинскими перелетами. Для некоторых компаний это не имело никакого влияния; это зависит от моделей самолетов, которые они запрашивают.
- Вы когда-нибудь тестировали систему Autoland от Garmin, которая позволяет самолетам приземляться автономно? Доступна ли она на вашем частном самолете?
Нет, я ее не тестировал, и на моем самолете она недоступна.
- Можете ли вы доверять подобным технологическим инновациям?
Да, потому что мы уже это делаем. Многие вещи в самолетах автоматизированы, и большая часть полета выполняется на автопилоте.
- Считаете ли вы, что в будущем пилотирование будет все более автоматизированным?
К сожалению, да, от этого никуда не деться. Автоматизация — это здорово, когда все идет хорошо, но если возникают проблемы, нужна альтернатива.
- Какой вы видите экологию в авиации?
Существуют всевозможные технологии моторизации для снижения расхода топлива, даже электрические, но я не очень верю в них на данный момент. Я предпочитаю больше ничего не комментировать.
- И наконец, есть ли у вас какой-нибудь совет или напутствие, которое вы хотели бы передать?
Я бы посоветовал людям заниматься бизнес-авиацией. А будущим пилотам — вооружиться мужеством и никогда не сдаваться.