
От смелых мечтаний Икара до современных сверхзвуковых самолетов — человек не перестает расширять границы неба.
В основе этих воздушных завоеваний лежит революционное изобретение — реактивный двигатель. Мощный, сложный и завораживающий, этот шедевр инженерной мысли превращает простое горение в феноменальную силу, способную пронести сотни тонн сквозь облака.
Но как он работает на самом деле? Какие физические принципы и исторические инновации сделали его возможным?
Погрузитесь в недра этих механических гигантов, где наука встречается с чистой силой, и узнайте невероятную историю двигателей, изменивших мир.
История реактивных двигателей: научно-техническая эпопея
С древних времен человек мечтал покорить небеса. Миф об Икаре, летающем на крыльях из птичьих перьев, иллюстрирует это вековое стремление. Но только спустя столетия наука и техника превратили эту мечту в реальность.
Теоретические истоки (16-18ᵉ века)
В 16ᵉ веке Леонардо да Винчи нарисовал первые летательные аппараты, вдохновленные птицами. Однако в то время единственной движущей силой была мускульная сила. Научные основы полета появились только в 17 и 18 веках благодаря работам :
- Исаака Ньютона (законы динамики),
- Даниила Бернулли (принцип аэродинамической подъемной силы).
Первые достижения (19ᵉ век)
Промышленная революция открыла путь к конкретным экспериментам:
- В 1890 году французу Клеману Адеру удалось оторвать от земли свой Éole — летательный аппарат с паровым двигателем, вдохновленный полетом летучих мышей. Хотя он не отличался высокой маневренностью, это был важнейший шаг вперед.
- 17 декабря 1903 года братья Орвилл и Уилбур Райт совершили первый управляемый полет на самолете Flyer, оснащенном двигателем внутреннего сгорания.
Появление реактивного двигателя (20-е годы XX века)
Хотя первые самолеты использовали пропеллеры, ограничения этой технологии заставили инженеров искать альтернативу. Работы по созданию реактивных двигателей начались в 1930-х годах, и их пионерами стали такие люди, как:
- Фрэнк Уиттл (Великобритания),
- Ганс фон Охайн (Германия).
Первый действующий реактивный самолет, Messerschmitt Me 262, поступил на вооружение в 1944 году, совершив революцию в современной авиации.
Сегодня реактивные двигатели используются в большинстве гражданских и военных самолетов, обеспечивая скорость, мощность и эффективность. Эта история смелости и инноваций показывает, как человечество раздвинуло границы возможного.
Как работает реактивный двигатель
Происхождение и развитие
Первый реактивный двигатель, или турбореактивный, был разработан немцами в 1939 году. Однако он стал результатом нескольких столетий исследований.
Работа двигателей, используемых сегодня, упрощена в этом видео:
Основной принцип
работа реактивного двигателя основана на четкой последовательности действий:
- Всасывание и сжатие
Воздух всасывается нагнетателем, а затем непрерывно сжимается.
- Сгорание
Сжатый воздух поступает в камеру сгорания, где смешивается с парафином и воспламеняется. В результате реакции газы расширяются при высокой температуре и высоком давлении.
- Расширение и приведение в движение
Расширенные газы с огромной скоростью выбрасываются назад через сходящееся сопло (которое сужается), создавая тягу вперед (в соответствии с принципом Ньютона: действие-реакция).
- Непрерывная подача
Когда газы выходят из компрессора, они приводят в движение турбину, расположенную на одной оси с компрессором. Движение турбины вызывает движение компрессора, что позволяет циклу продолжаться до тех пор, пока двигатель работает.
Аэродинамическая поддержка
Одной только силовой установки недостаточно: именно циркуляция воздуха над крыльями создает подъемную силу, необходимую для полета самолета.
Современные проблемы
Авиакомпании и производители самолетов постоянно работают над тем, чтобы:
- Снизить выбросы (CO₂, частицы) за счет оптимизации камер сгорания.
- Повысить эффективность использования топлива, например, с помощью двигателей с высоким коэффициентом перепуска (таких как турбовентиляторные двигатели).
- Снизить потребление топлива, что является одной из основных экономических и экологических проблем.
В этом видеоролике в упрощенном виде объясняется суть процесса.
Законы движения Ньютона
В 17ᵉ веке Исаак Ньютон сформулировал три фундаментальных закона, определяющих классическую механику:
- Принцип инерции: тело остается в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действует сила.
- Принцип динамики: сила, действующая на объект, равна его массе, умноженной на его ускорение (F = m × a).
- Принцип взаимного действия (или действия-реакции): На каждое действие существует соответствующая реакция, равная по интенсивности, но противоположная по направлению.
Применение к реактивной тяге
Третий закон Ньютона лежит в основе работы реактивных двигателей. Когда самолет на большой скорости выбрасывает газы назад, они создают силу реакции (тягу), которая двигает самолет вперед. Чем быстрее и массивнее газовая струя, тем больше тяга.
Полет самолета и подъемная сила
Этот же закон объясняет, как самолет держится в воздухе:
- Крылья, благодаря своей форме и наклону, оказывают на воздух силу, направленную вниз (действие).
- В ответ на это воздух оказывает противоположную силу, направленную вверх, называемую подъемной силой, которая компенсирует вес самолета.
Таким образом, компенсация сил (тяги, сопротивления, подъемной силы и веса) обеспечивает стабильный, управляемый полет.
(Примечание: эти принципы также важны в космонавтике, где ракетное движение полностью основано на выбросе газов в соответствии с третьим законом Ньютона)
Первый реактивный двигатель: революция в авиации
Начало: Джон Барбер и газовая турбина (1731)
Уже в 1731 году англичанин Джон Барбер, подав патент на газовую турбину внутреннего сгорания, разработал концепцию, которая стала предшественницей турбореактивного двигателя.
Его двигатель уже содержал ключевые элементы: компрессор, камеру сгорания и турбину, работающую на топливе.
К сожалению, технологии того времени не позволяли получить достаточную мощность для нормальной работы.
Развитие газовых турбин было оттеснено успехом паровых турбин, которые в то время были более эффективными. И только в XX веке эта идея была возрождена.
Современная эра: Уиттл, фон Охайн и реактивная тяга
В 1930-х годах работы румына Анри Коандэ и француза Максима Гийома возродили интерес к реактивной тяге. Но именно британский инженер сэр Фрэнк Уиттл совершил настоящую революцию в этой области.
В 1937 году Уиттл разработал инновационный турбореактивный двигатель: вместо поршневого двигателя для сжатия воздуха он установил турбину, которая использовала энергию выхлопных газов для приведения в движение компрессора. Такая архитектура делала двигатель более мощным и экономичным по сравнению с поршневыми моделями.
Почти одновременно немец Ганс фон Охайн разработал аналогичный двигатель для компании Heinkel. В 1939 году Heinkel He-178 стал первым в мире реактивным самолетом. Однако его первый полет был прерван, когда в двигатель засосало птицу.
Гонка вооружений и становление современной авиации
Вторая мировая война ускорила технический прогресс. Германия и Великобритания участвовали в гонке за производительностью, в то время как США и СССР быстро догнали их после 1945 года. Франция, задержавшаяся из-за оккупации, присоединилась к соревнованию позже.
В 1950-х годах турбореактивные двигатели были установлены на первых гражданских самолетах, что ознаменовало начало новой эры в воздушном транспорте.
Эта инновация, родившаяся из череды неудач и прорывов, окончательно изменила авиацию, предложив более быстрые, эффективные и надежные самолеты.

Хейнкель He-178 — Фото: Wikimedia Commons
Каковы различные типы реактивных двигателей?
Существует несколько категорий реактивных двигателей, каждая из которых приспособлена к определенным потребностям:
1. Турбореактивные двигатели
Турбореактивные двигатели преобразуют химическую энергию, содержащуюся в топливе, в кинетическую энергию.
С самого начала разработка турбореактивных двигателей была серьезной проблемой как в военном, так и в гражданском секторе.
Они делятся на два подтипа:
- Турбореактивные двигатели с центробежным компрессором: Турбореактивные двигатели с центробежным компрессором просты в производстве и надежны. Однако для них требуется двигатель большого диаметра, что снижает конечную скорость самолета.
- Турбореактивные двигатели с осевым компрессором: они более мощные благодаря серии пропеллеров, которые сжимают воздух. Однако для их изготовления требуются более современные материалы.
В обоих случаях двигатель должен выдерживать температуру до 2000°C.
2. Турбовентиляторные двигатели
В турбовентиляторном двигателе перед компрессором установлен вентилятор. Он втягивает большое количество воздуха, который затем разделяется на два потока:
- Первичный поток: Первичный поток проходит в камеру сгорания, поэтому он представляет собой поток горячего воздуха.
- Вторичный поток: Вторичный поток выбрасывается непосредственно по обе стороны от двигателя; это поток холодного воздуха, который обеспечивает 80 % тяги.
На выходе холодный воздух смешивается с горячим, что приводит к охлаждению. Эта система используется на большинстве коммерческих самолетов для улучшения тяги и снижения шума двигателя.

Байпасный двигатель — Фото: Википедия
3. Рамджеты
Рамные двигатели сегодня используются на истребителях и ракетах, поскольку они способны развивать очень высокую скорость.
- Преимущества: их тяга больше, потому что топливо повторно впрыскивается в камеру сгорания — процесс, известный как дожигание. Кроме того, у них нет движущихся частей, поэтому они легкие.
- Недостатки: Для их работы требуется начальная скорость, и они плохо переносят экстремальные температуры в течение долгого времени.
Сверхзвуковые реактивные двигатели (например, гибрид турбореактивного и реактивного двигателей Concorde) достигают сверхзвуковых скоростей.
4. Турбовинтовые двигатели
Турбореактивные двигатели увеличивают свою тягу за счет выброса как можно большего количества газа. С турбовинтовыми двигателями дело обстоит иначе.
Турбовинтовые двигатели полагаются на вращательную силу пропеллера, прикрепленного к внешней стороне самолета, чтобы обеспечить большую часть тяги.
Турбовинтовые самолеты являются наиболее экономичным решением для полетов на короткие расстояния. Они более эффективны и потребляют меньше топлива, но ограничены по высоте и расстоянию.
Чтобы узнать больше о различных моделях турбовинтовых самолетов, посетите эту страницу.

Фотография предоставлена: Wikimedia Commons
5. Турбовальные двигатели (для вертолетов)
Турбовальные двигатели были разработаны для вертолетов. Как и турбореактивные двигатели, они оснащены турбиной.
Вертолеты, выпускаемые сегодня, такие как Dauphin, оснащены свободной турбиной.
Она преобразует кинетическую и тепловую энергию выхлопных газов в механическую энергию.
Она также позволяет лопастям вертолета вращаться со скоростью, отличной от скорости вращения компрессора, что обеспечивает устойчивость летательного аппарата.