Вы мечтаете стать стюардессой и не знаете, с чего начать? Или вы просто хотите узнать больше об этой профессии и понять, подходит ли она вам? Тогда читайте дальше, потому что вы попали на нужную страницу.
Бортпроводники, обычно называемые бортпроводниками, в первую очередь отвечают за комфорт и безопасность пассажиров.
У бортпроводников две основные роли: охрана/безопасность и продажи. Если говорить конкретно, то бортпроводник отвечает за :
- проверка работоспособности оборудования салона (маски, спасательные жилеты, горки)
- приветствие пассажиров и их размещение
- рассказывать о мерах безопасности
- обеспечение соблюдения инструкций
- раздавать закуски, напитки и еду
- продажа дополнительных продуктов и ведение счетов
- отвечать на запросы пассажиров
- поддержание связи с летной палубой
Почему стоит стать бортпроводником?
Бортпроводники представляют компанию, в которой работают, и поэтому должны обладать безупречным поведением, чувством ответственности и уважением к правилам. Организованность, способность к адаптации и самоконтроль — другие качества, которые высоко ценятся.
Если вы сомневаетесь, подходит ли вам эта работа, подумайте, как вы взаимодействуете с людьми, нравится ли вам общаться с представителями разных культур, работать в команде или, например, общаться на иностранном языке. Хорошая стюардесса находится в услужении у пассажиров и должна уметь с добротой и терпением отвечать на порой деликатные просьбы, а также успокаивать пассажиров в случае возникновения проблем. Одним словом, это работа, ориентированная на человека и на обслуживание.
И наконец, вопреки некоторым предвзятым мнениям, работа стюардессы — это трудная работа, требующая как физических, так и умственных усилий. Вы должны быть в состоянии находиться на ногах в течение нескольких часов, справляться со сменой часовых поясов, а иногда и с одиночеством во время пересадок. Совмещать работу и семейную жизнь — задача не из легких, учитывая ненормированный рабочий день. В общем, это работа для людей, увлеченных своим делом, но при этом позволяющая много путешествовать.

Как стать стюардессой?
Прежде чем приступить к обучению, убедитесь, что вы соответствуете следующим условиям:
- Вам больше 18 лет
- Вы получили диплом бакалавра
- Вы хорошо владеете английским языком (более 720 баллов по экзамену TOEFL)
- Вы находитесь в хорошей физической форме и умеете плавать
- У вас нет видимых татуировок
- У вас есть действующий паспорт и вид на жительство, действительный более шести месяцев для иностранных граждан
Рекомендуется, чтобы до начала курса вы получили два года высшего образования и владели несколькими языками. Опыт работы в гостиничном бизнесе или в сфере продаж также приветствуется.
После выполнения всех предварительных требований вам необходимо получить медицинский сертификат (Certificat d’Aptitude Médicale) и, прежде всего, аттестацию экипажа (CCA).
Сначала вы должны быть признаны физически и психически здоровым после прохождения обязательного медицинского осмотра. Это включает в себя полное обследование и может стоить до 400 евро. Во Франции первое обследование проводится за ваш счет, но последующие обследования, которые необходимо проходить каждые два года, оплачивает компания, в которой вы работаете. В англосаксонских, азиатских и ближневосточных авиакомпаниях первый медицинский осмотр оплачивается и проводится после того, как вы пройдете процедуру найма бортпроводников.
Во Франции обучение проводится в государственных школах, одобренных DGAC (Французское управление гражданской авиации). Самостоятельная сдача экзаменов CCA невозможна.
Европейские и международные авиакомпании предлагают собственные учебные курсы, и сдавать экзамен CCA не нужно.
Как проходит обучение по программе CCA?
Курс обучения занимает менее года. Он длится около пяти недель, распределенных на четыре месяца.
Теоретическая подготовка длится три недели. Она охватывает технические аспекты самолета, правила, первую помощь (знание того, как распознать медицинские случаи и иногда их лечить) и безопасность (знание того, как действовать, например, в случае пожара). В него также входит раздел, посвященный работе с клиентами и человеческим факторам (как бороться со стрессом, усталостью и т. д.). Национальный экзамен по теории проводится четыре раза в год.
Практические занятия длятся полторы недели и начинаются после сдачи теоретического экзамена. Она включает в себя моделирование ситуаций и учит будущих хостес быстро реагировать в случае возникновения проблем или опасности (как делать массаж сердца, как пользоваться огнетушителем и т. д.). После этого курса слушатели должны принять участие в экзаменационном дне.
Во время или после CCA можно также сдать экзамен на CQP PNC (Certificat de Qualification Professionnelle PNC). Это не является обязательным, но позволит вам развить свои навыки, особенно те, которые касаются безопасности и коммуникации.
Кроме того, компания, принимающая вас на работу, может потребовать от вас пройти дополнительные курсы обучения.

Что будет дальше?
Вы редко сможете выбрать авиакомпанию, в которую пойдете работать после обучения, поскольку они не все набирают персонал в одно и то же время. Французские авиакомпании набирают бортпроводников в CCA в дни отбора, во время которых они проходят письменные тесты и собеседования.
Ваши первые рейсы, скорее всего, будут ближнемагистральными в эконом-классе, затем вас постепенно направят на более длительные рейсы, обслуживающие более требовательную клиентуру.
По мере накопления опыта и стажа вы будете продвигаться по карьерной лестнице, и вас могут повысить до старшего бортпроводника и руководителя группы, затем до старшего бортпроводника, инструктора и, наконец, главного бортпроводника.
Сколько зарабатывает бортпроводник?
Зарплата бортпроводника в начале карьеры составляет около 1 700 евро брутто в месяц. Для опытных бортпроводников она возрастает до 4700 евро без учета бонусов. Количество рабочих часов и условия труда могут сильно отличаться в разных авиакомпаниях.
Чтобы узнать больше
- Обратите внимание, что во Франции больше не действуют требования к минимальному росту и весу для работы бортпроводником. Однако из практических соображений убедитесь, что ваш рост достаточен для того, чтобы иметь доступ к багажу пассажиров и оборудованию самолета. На международных авиалиниях рост женщин должен составлять от 1,58 до 1,78 метра.
- Чтобы увеличить свои шансы быть принятым на работу, вы можете параллельно с обучением посещать занятия с тренером. Например, если у вас нет диплома бакалавра, занятия с тренером помогут вам сдать экзамен DAEU и получить возможность продолжить среднее образование.
- Мы рекомендуем вам следить за новостями авиации и предложениями работы на сайтах и блогах, посвященных авиации, таких как Smart Cabin Crew, PNC Contact, Air Journal, Le Journal de l’Aviation и L’Aérien.
- Вы также можете узнать о том, как стать бортпроводником PCB (Personnel Complémentaire de Flight) на летний период. Это позволит вам помогать бортпроводникам и зарабатывать немного денег. Однако набор на эту должность очень избирателен.
Наши ответы на часто задаваемые вопросы о работе бортпроводником
В чем разница между бортпроводником и стюардом?
Основное различие заключается исключительно в гендерной принадлежности термина: «бортпроводник» относится к женщине, а «стюард» — к мужчине. На практике их задачи идентичны. Оба относятся к бортпроводникам и отвечают за безопасность, комфорт и прием пассажиров. Они проходят одинаковое обучение, имеют одинаковые сертификаты (например, CCA) и пользуются одинаковыми перспективами карьерного роста.
Сколько стоит обучение на бортпроводника?
Стоимость обучения по программе CCA (Cabin Crew Attestation) варьируется в зависимости от выбранной государственной школы. В среднем вам придется заплатить от 3 000 до 5 000 евро за полную сессию, включая теорию и практику. Существует также ряд дополнительных расходов, таких как первичный медицинский осмотр (около 400 евро) и тест на знание английского языка. Если вы решите дополнительно сдать экзамен CQP PNC, стоимость может быть немного выше. Некоторые международные авиакомпании, напротив, оплачивают обучение сразу после утверждения набора.
Какими языками мне нужно владеть, чтобы быть принятым на работу?
Английский язык является основным языком для работы, так как это международный язык авиации. Требуется хороший уровень, как правило, подтвержденный минимальным баллом 720 по экзамену TOEFL или признанным эквивалентом. Однако владение другими иностранными языками является настоящим преимуществом. Особенно востребованы испанский, итальянский, немецкий, арабский, мандаринский и русский языки, в зависимости от направлений, которые обслуживает авиакомпания. Чем больше языков вы знаете, тем выше ваши шансы быть принятым на работу.
Какой минимальный рост требуется для того, чтобы стать стюардессой?
Во Франции больше не существует официальных критериев минимального роста, установленных правилами. Однако из чисто практических соображений предпочтительно иметь рост не менее 1,58 м, чтобы вы могли легко дотянуться до багажных отделений и средств безопасности. На международном уровне некоторые авиакомпании все еще устанавливают критерии: большинство из них требуют рост от 1 м58 до 1 м78 для женщин и от 1 м68 до 1 м90 для мужчин.
Можно ли стать бортпроводником без бакалавриата?
Теоретически, бакалавриат является обязательным условием для поступления на обучение во Франции. Однако у людей без диплома есть альтернативные варианты. Например, вы можете получить диплом DAEU (Diplôme d’Accès aux Études Universitaires), подтверждающий уровень, эквивалентный бакалавриату. Более того, значительный опыт работы в гостиничном, ресторанном или розничном секторах иногда может компенсировать отсутствие бакалавра в некоторых иностранных компаниях. Специализированный коучинг также может помочь вам подготовить альтернативный карьерный путь.
Какие личные качества ищут авиакомпании?
Авиакомпании ожидают от соискателей отличных навыков общения и безупречной презентации. Терпение, сочувствие и умение справляться со стрессовыми ситуациями — обязательные качества. Бортпроводники должны быть универсальными, уметь быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях и сохранять хладнокровие. Организаторские способности, командный дух и отличная адаптивность также являются ключевыми качествами для успеха в этой требовательной профессии.
Могу ли я стать бортпроводником с татуировками?
Компании не запрещают татуировки систематически, но требуют, чтобы они не были видны при ношении униформы. Поэтому татуировки на руках, шее, лице или кистях могут стать проблемой. Некоторые международные компании проявляют строгую терпимость и отказываются от всех видимых татуировок, даже если на них нанесен грим или повязка.
Каковы перспективы карьерного роста после нескольких лет работы?
После нескольких лет летной работы бортпроводник может занять должность старшего бортпроводника, а затем старшего бортпроводника, где он руководит командой и координирует все коммерческие операции и операции по обеспечению безопасности в салоне. С увеличением стажа можно также стать инструктором бортпроводников, отвечающим за обучение новых сотрудников, или старшим бортпроводником— должность, требующая большой ответственности в авиакомпании. Некоторые бортпроводники также предпочитают работать в сфере туризма, управления отелями или приема VIP-клиентов.
Совместима ли эта работа с семейной жизнью?
Это одна из главных трудностей работы. Рабочий день ненормированный, часто возникает разница во времени, и длительные отлучки на несколько дней — обычное дело. Организовать нормальную семейную жизнь бывает непросто. Однако с опытом и стажем некоторые авиакомпании предлагают больший выбор заданий и графиков, что обеспечивает большую стабильность. Многие бортпроводники также учатся соблюдать баланс между работой и личной жизнью благодаря хорошей организации и поддержке окружающих.
Какие авиакомпании набирают больше всего бортпроводников?
Во Франции регулярный набор бортпроводников осуществляют Air France, Transavia, Corsair и Air Corsica. На международном уровне такие престижные авиакомпании, как Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways, Singapore Airlines и Cathay Pacific, известны своими крупными кампаниями по набору персонала. Недорогие авиакомпании, такие как Ryanair, EasyJet и Wizz Air, также набирают большое количество сотрудников, часто предлагая молодым выпускникам доступный первый опыт.
Могу ли я работать бортпроводником неполный рабочий день?
Как правило, эта работа предполагает полный рабочий день, поскольку расписание рейсов очень изменчиво, и авиакомпаниям необходимо гарантировать наличие своего персонала. Однако некоторые авиакомпании предлагают сезонные или временные контракты, особенно для усиления команды в летний или пиковый период. Это может быть хорошим способом узнать о работе, прежде чем брать на себя долгосрочные обязательства.
Каковы ощутимые преимущества работы бортпроводником?
Помимо регулярных путешествий и знакомства с новыми культурами, бортпроводники часто пользуются многочисленными социальными преимуществами: льготные билеты на самолет для себя и своей семьи, проживание и питание во время пересадок, выгодное социальное обеспечение, бонусы за полеты, а также возможности быстрого карьерного роста. Кроме того, эта профессия предоставляет уникальную возможность наладить международные связи и приобрести широкий культурный кругозор.
Легко ли найти работу после окончания CCA?
Да, но это во многом зависит от авиакомпании, времени года, сети обслуживаемых авиакомпаний и ваших навыков (языки, работа с клиентами, географическая доступность). CCA часто является необходимым условием, но не всегда достаточным: некоторые авиакомпании также требуют предварительного опыта или говорят о «внутреннем учебном центре» после найма. Рынок может быть конкурентным, особенно в крупных, престижных авиакомпаниях, но есть возможности и в региональных и бюджетных авиакомпаниях, где требования могут быть более гибкими.
Как подготовиться к собеседованию при приеме на работу бортпроводником?
Чтобы максимально повысить свои шансы:
- Узнайте об авиакомпании: ее маршрутах, культуре, ожидаемом уровне обслуживания, чтобы показать, что вы выполнили домашнее задание.
- Подготовьте свою личную историю: почему именно эта работа, что вас мотивирует, что вы принесете компании.
- Отработайте классические вопросы (стресс-менеджмент, сложные ситуации, работа в команде) по методу STAR (Situation, Task, Action, Result).
- Поработайте над своим английским (и любым другим необходимым языком). Навыки устной речи и понимание должны быть на высоте.
- Следите за своей презентацией: одеждой, осанкой, речью. Прием — это часть работы.
Какие тесты или экзамены проводятся в процессе отбора бортпроводников?
В дни отбора вас могут попросить пройти :
- Письменные или психотехнические тесты для оценки вашей логики, организованности и способности быстро принимать решения.
- Групповые ролевые игры: управление пассажирами, обслуживание, моделирование чрезвычайных ситуаций.
- Индивидуальное собеседование с HR-специалистами или рекрутерами, чтобы оценить вашу мотивацию, личностные качества и поведенческие навыки.
Какие медицинские тесты мне нужно пройти, чтобы получить квалификацию члена кабинного экипажа?
В дополнение к основному медицинскому осмотру, вот некоторые элементы, обычно включаемые в тесты:
- Проверка на судимость: компания может потребовать чистую выписку.
- Общая физическая подготовка: правильное зрение, слух, сердечно-сосудистые тесты в соответствии со стандартами DGAC или аналогичного органа.
- Умение плавать, что необходимо для обеспечения безопасности (в случае спуска в воду или спасения) в некоторых компаниях.
Работа стюардессой — это «на всю жизнь» или есть возрастные ограничения?
В целом, законодательно не существует возрастных ограничений для работы стюардессой, но некоторые авиакомпании устанавливают ограничения, связанные с медицинским обоснованием, физическими возможностями и работоспособностью в чрезвычайных ситуациях или при длительных перелетах. С годами усталость, ограничения, связанные с физическими нагрузками (остановки, дежурства, перенос грузов), и способность следовать протоколам безопасности остаются важными критериями. В некоторых компаниях могут существовать внутренние правила в отношении возраста или стажа для длительных или международных командировок.
Какие дополнительные расходы необходимо учитывать помимо обучения по программе CCA?
Вот расходы, которые часто упускаются из виду:
- (Иногда) плата за собеседование или коучинг для собеседования при приеме на работу.
- Транспортные расходы и расходы на проживание, если школа находится далеко.
- Униформа, соответствующая обувь, возможно, языковые курсы или курсы повышения квалификации.
- Расходы на языковые тесты (TOEFL, TOEIC и т. д.), если они не включены в курс обучения.
- Страховка, сертификаты или административные документы.
Какие льготы и надбавки предусмотрены для бортпроводников?
В дополнение к основной зарплате бортпроводники часто получают :
- Надбавки за полет, опыт и дальнюю службу, в зависимости от внутренней политики.
- Надбавки за остановку или суточные (проживание, питание) во время командировок.
- Льготные тарифы на авиабилеты для себя и/или своей семьи.
- Медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и репатриации, в зависимости от компании.
Все ли компании признают CCA, полученный во Франции или Европе?
Не систематически. В целом, в европейской авиации признается CCA (или эквивалент), но некоторые международные компании или компании за пределами Европы могут потребовать собственного обучения или адаптации. С другой стороны, некоторые компании сами обучают бортпроводников после приема на работу, не требуя первоначального получения CCA. Важно проверить вступительные требования каждой авиакомпании (местной или международной).