
К 2050 году деловая авиация и авиация в целом должны стать углеродно-нейтральными.
В рамках этого движения к устойчивому развитию авиации уже существует ряд решений, таких как использование биотоплива SAF или электрических самолетов и моделей, таких как Volocopter, электросамолет Alice или CityAirBus.
Однако ряд авиастроителей работает над другой альтернативой: самолетами, работающими на водороде.
AEROAFFAIRES представляет это альтернативное решение для авиации с нулевым уровнем выбросов.
Что такое водород и как он используется в авиации?
Декарбонизация авиационного сектора — цель производителей самолетов на период до 2050 года. Водород — это долгосрочное решение, которое в настоящее время изучается. Но что такое водород? Каковы его преимущества?
Водород — один из двух элементов, образующих воду. Он также является самым легким элементом на Земле (входит в периодическую таблицу). Его можно найти в водоемах, озерах, океанах и даже в атмосфере.
Как он работает? Водород сжигается в газовых турбинах двигателя в камерах сгорания. Затем, благодаря топливному элементу, выделяемая энергия преобразуется в электрическую, которая питает двигатель.
Внутри самолета водород может храниться в газообразном или жидком состоянии при температуре -235 градусов. Поскольку его плотность ниже, чем у нынешнего парафина, в будущем можно будет модифицировать конструкции самолетов.
И наконец, водород не загрязняет окружающую среду, поскольку производимые им выбросы — это не более чем водяной пар, так что это возможность, которой мы можем воспользоваться для достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году.
В чем разница между зеленым, голубым и серым водородом?
Понимание различных типов водорода необходимо для оценки их воздействия на окружающую среду. Все они производятся разными способами:
- Серый водород
- Производится из природного газа или угля с помощью процесса, называемого паровым риформингом.
- Выделяет большое количество CO₂, что делает его самым загрязняющим видом.
- Голубой водород
- Производится тем же методом, что и серый, но с улавливанием и хранением выделяющегося CO₂.
- Менее загрязняет окружающую среду, чем серый, но все еще зависит от ископаемого топлива.
- Зеленый водород
- Получается в результате электролиза воды с использованием возобновляемых источников энергии (солнца, ветра).
- Не производит прямых выбросов CO₂, действительно чистый и экологичный.
Только «зеленый» водород действительно совместим с целями устойчивого развития авиации. Именно к нему обращаются Airbus и другие крупные игроки авиационного сектора.
Самолеты на водороде и электросамолеты: в чем различия?
Обе технологии направлены на декарбонизацию воздушного транспорта, но в их основе лежат разные принципы и области применения. Вот наглядное сравнение основных различий:
Самолеты с водородным двигателем
- Использует водород в качестве источника энергии (сжигается в двигателе или преобразуется в электричество с помощью топливного элемента).
- Обладает средней и большой дальностью полета, особенно подходит для региональных и будущих дальнемагистральных рейсов.
- Топливо пополняется путем заполнения баков, что быстрее, чем подзарядка батарей.
- Грузоподъемность выше, чем у электрических, так как на нее меньше влияет вес топлива.
- Ориентирован на коммерческие рейсы, частные самолеты и межрегиональные маршруты.
Электрический самолет
- Работает от перезаряжаемых электрических батарей.
- Дальность полета низкая или средняя, ограничивается плотностью энергии батарей.
- Требует длительной подзарядки, что ограничивает частоту полетов.
- Имеет ограниченную полезную нагрузку из-за веса бортовых батарей.
- В основном используется для легких самолетов, воздушных такси или коротких внутригородских рейсов.
Проще говоря, самолеты на водородном топливе лучше подходят для дальних рейсов и коммерческого роста, в то время как электрические самолеты в настоящее время предназначены для передвижения по воздуху на короткие расстояния.
Каковы текущие преимущества и ограничения самолетов на водородном топливе?
Преимущества
- Нулевые прямые выбросы (только водяной пар)
- Отличная плотность энергии массы
- Подходит для региональных и среднемагистральных полетов
- Совместимость с возобновляемыми источниками энергии
Существующие ограничения
Несмотря на свой потенциал, самолеты на водородном топливе сталкиваются с серьезными препятствиями:
- Несуществующая или ограниченная глобальная инфраструктура: лишь немногие аэропорты оборудованы.
- Сложное криогенное хранение: -253°C для жидкого водорода.
- Безопасность: водород легко воспламеняется, что требует соблюдения очень строгих стандартов.
- Высокая стоимость: специализированные технологии и материалы по-прежнему дороги.
- Вес и объем: баллоны занимают больше места, чем парафин.
- Ограниченное «зеленое» производство: большая часть водорода в мире по-прежнему «серая».
Самолеты, работающие на водороде, обладают отличным экологическим потенциалом, но еще предстоит преодолеть множество технологических и логистических проблем.
Какие страны инвестируют в авиацию на водородном топливе?
Правительства и производители многих стран мира вкладывают значительные средства в развитие авиации на водородном топливе. Вот основные инициативы по странам:
- 🇫🇷 Франция
- Программа Airbus ZEROe
- Разработка водородного частного самолета Beyond Aero
- Государственная поддержка через национальный водородный план
- 🇩🇪 Германия
- Участие в проекте HY4
- Инвестиции Lufthansa Technik
- Тесное технологическое сотрудничество с Airbus
- 🇺🇸 Соединенные Штаты
- Проекты водородных двигателей в компании Pratt & Whitney
- Развертывание модульных решений компанией Universal Hydrogen
- Исследования в области декарбонизированной авиации в компании Boom Supersonic
- 🇯🇵 Япония
- Развитие инфраструктуры через Kawasaki Heavy Industries
- Дорожная карта правительства по использованию водорода в региональной авиации
- 🇬🇧 Великобритания
- Лидерство ZeroAvia в области малых водородных самолетов
- Передовые исследования в Rolls-Royce
- Финансирование региональных проектов по снижению выбросов
Европа, США и Япония в настоящее время являются основными двигателями водородных инноваций в мировой аэрокосмической промышленности.
Различные проекты по созданию самолетов и частных самолетов, работающих на водороде
Многие профессионалы в мире авиации рассматривают эту альтернативу использованию парафина. С целью создания экологически чистой авиации различные проекты постепенно воплощаются в жизнь.
Недавно, например, компании GE Aviation и Safran объединили усилия с Airbus для испытания двигателя, работающего на водороде.
А Beyond Aerospace, аэрокосмическая компания из Тулузы, основанная в 2020 году, планирует создать частный самолет на водородном топливе после недавнего привлечения средств.
AEROAFFAIRES представляет другие водородные проекты в секторе аэронавтики.
1. Airbus и его программа создания самолетов ZEROe
В настоящее время Airbus сотрудничает с несколькими производителями двигателей для оснащения своих самолетов. Среди них Pratt & Whitney, CFM International, Safran и General Electric. Airbus постепенно раскрывает планы по созданию самолетов, работающих на водороде.
В частности, в рамках 3 различных концепций под названием ZEROe, что означает «нулевые выбросы». К 2035 году производитель самолетов хочет иметь в воздухе полностью водородные самолеты с нулевым выбросом CO2.
В настоящее время Airbus находится на стадии испытаний самолета A380. К 2025 году авиастроитель создаст систему, которая будет питать один из 4 двигателей самолета водородом.
На данный момент A380, находящийся на испытательном стенде, оснащен 5-м двигателем, который работает на водороде. 4 бака общим объемом 400 кг водорода расположены вблизи и в задней части самолета для подачи жидкого водорода в тестируемый двигатель.
По словам производителя самолета, в рамках проекта будут «определены спецификации водородной силовой установки, проведены летные испытания и предоставлен испытательный стенд для тестирования водородного двигателя A380 на крейсерском этапе».
Четыре других двигателя, расположенных под крыльями, будут продолжать работать в обычном режиме во время испытаний водородного двигателя.

Photo Credit : Airbus
2. Pratt & Whitney и ее водородный двигатель
Американский производитель двигателей уже давно рассматривает водородные двигатели. На самом деле, Pratt & Whitney впервые подняла вопрос о возможности создания самолета с водородным двигателем еще в 1957 году. Американская компания была одной из первых, кто начал осваивать этот сектор и тестировать возможности водорода.
На сегодняшний день Pratt & Whitney сообщила, что работает над созданием нового водородного двигателя, который в перспективе будет питать самолеты и частные самолеты. Более того, аэрокосмическая компания уже работает рука об руку с производителями самолетов, в частности с Airbus.
Airbus поставляет около 35% двигателей для модели Airbus A320 Neo, а также все двигатели для модели A220. Идея Pratt & Whitney состоит в том, чтобы создать двигатель, способный использовать жидкий водород вместо парафина, который использовался изначально.
Кроме того, компания планирует рекуперировать водяной пар, выделяемый водородом в процессе сгорания. Будущее «нулевых выбросов» уже на пороге!
3. Партнерство для оснащения аэропортов водородом
Авиастроительные гиганты уже объединяются, чтобы предложить водородные установки в аэропортах. Так, например, поступили Air Liquide, Airbus и Vinci Airports, которые объединили усилия для перехода к экологически чистой авиации.
Они объявили о десятилетнем плане по обеспечению водородом аэропортов и других объектов. Первым пилотным аэропортом станет Лион-Сент-Экзюпери. В 2023 году он получит пункты распределения водородного газа.
Первоначально водород будет использоваться для питания наземного оборудования, такого как взлетно-посадочные машины и погрузочно-разгрузочные механизмы.
Затем, до 2030 года, эти распределительные пункты будут использоваться для снабжения самолетов жидким водородом.
AEROAFFAIRES: приверженность устойчивому развитию авиации
С 1991 года компания AEROAFFAIRES помогает своим клиентам арендовать частные самолеты, ставя перед собой четкую задачу: сочетать комфорт, эффективность и заботу об окружающей среде.
- 100% компенсация выбросов углекислого газа за каждый полет.
- Доступ к 20 000 самолетов по всему миру.
- перевезено 120 000+ пассажиров, рейтинг удовлетворенности клиентов — 4,9/5.
Хотите узнать больше о наших решениях в области ответственных авиаперевозок или забронировать рейс? Свяжитесь с нами 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, включая выходные и праздничные дни:
Франция +33 (0)1 44 09 91 82 | США +1845 373 3456 | Великобритания +44 84 4986 0547
Получитеонлайн-предложение всего за несколько кликов.